В минувшую пятницу в Воронеже открылась выставка с пафосным и многообещающим названием «Дальше действовать будем мы!».
Это первый проект не так давно возникшего в столице Черноземья Воронежского центра современного искусства — так сказать, местной штаб-квартиры базирующегося в Москве ГЦСИ. На воронежскую площадку прибыли объекты молодых художников из Кызыла, Сыктывкара, Махачкалы, Екатеринбурга, Воронежа и Москвы.
Мусор как художественный объект
Культовая для поколения начала 90-х фраза из песни Виктора Цоя, помещенная в название выставки, — программная установка этих молодых художников. А там, где молодость, — там и дерзость, и вызов обществу, который порой перерастает в безбашенную провокацию. Иногда — удачную, иногда — не очень.
Представитель русского футуризма, задира и провокатор Владимир Маяковский в своем знаменитом «Нате!» откровенно плюет в лицо буржуазным респектабельным гражданам, у которых в усах застряла капуста недоеденных щей, и гламурным дамочкам с набеленными пудрой лицами. Помните: «А если сегодня мне, грубому гунну, / кривляться перед вами не захочется — и вот / я захохочу и радостно плюну, / плюну в лицо вам /я — бесценных слов транжир и мот». Выставка «Дальше действовать будем мы!», организованная Воронежским центром современного искусства, на мой взгляд, полностью соответствует этому по-маяковски выброшенному «Нате!». Это вызов коммерческому искусству и капиталистическому образу жизни. И попытка найти пути к свободе в творчестве.
Несмотря на свой антикапиталистический характер, открылась выставка в крайне гламурном и буржуазном Торговом центре «Петровский пассаж».
«Не рекомендуется для просмотра лицам с неуравновешенной психикой, беременным женщинам и подросткам. Содержание выставки может не соответствовать вашим представлениям об искусстве! Дерзость представленных работ покажется неожиданным сюрпризом!» — гласит кричащая надпись с одной стороны входа.
Беременных среди собравшихся не было. Зато подростков — навалом. Вот знакомые анархисты, а вот — юнцы с ободками на голове, явно завсегдатаи «Петровского пассажа».
— Здесь пустые стены! Смотреть не на что. Вот по-настоящему радикальное искусство! — восхищался неформал Снорк, фотографирующийся напротив надписи: «Искусство VS кризис».
Первое, на что я обратила внимание, была кучка строительного мусора с какими-то бумажками. Про себя подумала: «Это после ремонта — видать, ребята убраться не успели». И уже было хотела незаметно выбросить в хлам фантик из-под конфеты, как в последний момент увидела надпись: «Николай Алексеев. Гипсокартон». Хорошо, что не бросила — иначе разрушила бы цельность сего объекта. Грубые бесформенные куски гипсокартона, сливающиеся с выбеленными стенами недостроенного помещения, пустые коробки из-под дверных замков — «объекты», рассеянные по всему залу, не обращают на себя внимания. Подобная мимикрия — цель художника. Как бы это ни было абсурдно, но эти инсталляции сделаны в рамках художественной традиции так называемого нонспектакулятивного искусства. Его вдохновителем стал столичный мэтр, лидер леворадикальных групп Анатолий Осмоловский, который продолжил и развил понимание реди-мэйда. Основные отличия нонспектакулятивного искусства — погружение в обыденность, уход на задний план. Пожалуй, эту задачу объекты Николая выполнили. В пресс-релизе я нашла пояснение: «Художник отказывается от капиталистической диктатуры «товарного вида» и «глянца» произведений искусства». Может, я сноб, но назвать это произведениями искусства язык не поворачивается.
Как не поворачивается назвать картиной работу Ильи Долгова, который, цитирую пресс-релиз, «апроприирует образы массовой культуры, навязывающей эротические переживания». Я несколько раз пыталась заставить себя смотреть эту работу, но тщетно. Слишком сильно подозрение, что автор «шедевра» просто не умеет рисовать.
Молодежное сопротивление
В том же зале, где и «Гипсокартон», можно найти гигантскую татуировку, сделанную Арсением Жиляевым, — сколоченные из грубых гвоздей на ящиках из-под фруктов четыре буквы — АСАВ. Иногда эту аббревиатуру можно увидеть на стенах домов. На эти загадочные четыре буквы молодежь обычно «посылает» силовые структуры. С английского аббревиатура расшифровывается как «Все полицейские — подонки». Еще в 80-х годах прошлого века этот лозунг стал символом оппозиционного сопротивления, политического неподчинения. Четыре «буквы» стоят на стопках книг — русских народных сказках и страшных сказках Гофмана, рассказах Льва Толстого, Андрея Платонова, романах Жюля Верна, сборниках фантастики. Там же, в основании, — «Подросток» Достоевского, культовый для поколения битников и хиппи роман Джека Керуака «На дороге» и — неизменная «краснокожая книжица» — сборник поэзии Маяковского. Словом, хулиганское «Нате!» юных анархистов как будто имеет мощную интеллектуальную основу.
Валентин Ткач подготовил для выставки шесть разных автопортретов, которые, по сути, представляют собой искаженные изображения — такие можно увидеть в кривых зеркалах.
Художник убивает свое истинное лицо. Как? Мнет готовые фотоснимки и переснимает заново. Шесть гримас — шесть незнакомцев, в которых невозможно узнать автора. Он дефрагментируется.
Своего рода фотографии — но в гипсе — минималистические работы Александра Повзнера, представленные в другом зале. Художнику удалось невозможное — схватить движение в таком монументальном виде искусства, как скульптура. Материализовать нематериальное. Интересна технология производства этих работ: художник наносит резкие удары в глину, а затем заливает образовавшееся пространство гипсом. Окаменевшие удары — как и серия объектов Евгения Антуфьева — тоже своего рода объекты защиты.
Танцуя с рубероидом
Пожалуй, самая обширная работа выставки — во всю стену — монументальный абстрактный рельеф Ивана Горшкова «Чемпионы смерти». Это объемное воплощение экспрессионизма сделано художником из… рубероида и смолы! Иван сделал трехмерное рельефное полотно всего за каких -то четыре дня. Методы, которые использовал художник, совершенно новые и пока еще не классифицированные.
— Я сразу понял, что этот материал — то, о чем я мечтал, — рассказывает Иван. — А кипящая смола — воплощение смертоносной неотвратимой силы — прекрасное средство для художественной выразительности. А мне вдоволь представилась возможность держать в руках кипящую смолу. Это тот самый случай, когда материал огромен, тяжел и опасен. И когда с ним можно танцевать, обниматься и… драться. Это работа-загадка: нельзя однозначно ответить на вопрос, что изобразил автор.
По соседству с полотном расположились реди-мэйды москвички Александры Сухаревой. Это поставленная на ребро барная доска, с одной стороны которой оказалась баклажка с элитной питьевой водой и стаканчиком, а с другой декоративный зонтик для коктейля. Художница поясняет, что эта композиция — своего рода любовная история воды и зонтика:
— На этой столешнице прежде встречалась эта пара. Я поставила ее ребром, и прежнее место встречи стало границей, разлучившей персонажей.
Кроме того, это ироническое отношение к обществу потребления. Барная доска, оказавшаяся в вертикальной плоскости, становится поперек традиционных для отдыха элементов удовольствия.
Картонная экономика
В третьем зале художники критикуют информационное общество и капитализм. Москвич Игорь Битман сделал киберскульптуру. Человек, состоящий из трехмерных пикселей-кубиков, — таким видит художник современного homo sapiens. Это уже не человек — это виртуальная оболочка, питающаяся гигабайтами информации. В этом смысле он напоминает главного героя культового фильма «Газонокосильщик», из человека превратившегося в компьютерный вирус.
Инсталляция Михаила Лылова «Динамика» — самая, пожалуй, содержательная работа. Среди выставочного зала материализовались графики экономического роста различных стран. Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам, Болгария, Греция, Чили, Мексика, Нигерия… Показатели экономического роста художник соорудил своими руками из картона, который он нашел на помойке, скотча и клея. Конструкция — это чисто математическая формула, которая рассказывает о динамике инвестиционной привлекательности различных стран. Рейтинги национального роста достаточно высокие, как и количество инвестиций, которые были вложены в развитие страны. По логике вещей, это говорит о политической и социальной стабильности в государстве. Но это лишь одна сторона медали. Есть и другая — более суровая и жестокая. На реальность указывают любительские фотографии, как бы сделанные туристами во время путешествия по миру. Вот, к примеру, на графике развития Болгарии — снимок, на котором запечатлена свадьба между христианкой и мусульманином. Абстрактные метафизические индексы говорят о надежности этой страны. В то время как на самом деле в ней продолжаются этнические конфликты. Так, маленькая свадьба была атакована местными жителями из-за межнациональной розни.
— В этой оппозиции — реального и ирреального — суть капиталистической идеологии: не важно, как идут дела на самом деле, важна ситуация с капиталом. И в этом выражается абстрактное насилие капитала, — заключает Михаил Лылов.
На мой взгляд, дебют ВСЦИ для столицы Черноземья — большое культурное событие. Теперь у жителей города появилась возможность заглянуть за границы местного академизма. Чтобы увидеть работы современных концептуальных художников со всей страны, не обязательно ехать в Москву.
Что касается самой выставки, то впечатления от нее остались двойственные. Потому что на фоне сильных работ резко выделяются и откровенно слабые. Думаю, что дело здесь в основной задаче выставки — поиске путей свободы творчества. Но свободу некоторые поняли своеобразно — как анархический плевок в сторону зрителя. Провокация удалась — но где же творчество, где труд?
Иногда я ловлю себя на мысли, что многие представители современного искусства — талантливые фокусники. Ты ждешь от них чуда, а получаешь пустоту. И, приходя на выставку, понимаешь, что тебя откровенно «разводят». Давайте называть вещи своими именами. Не художественный объект, а халтура. Не произведение искусства, а художественная импотенция. И молодежная дерзость здесь — не оправдание.
Анастасия САРМА
«Воронежский курьер» №64 (2860)
11.06.2009