Молодые художники, мало или совсем не востребованные модными галереями или кураторами, традиционно увлечены институциональной критикой. Они недовольны существующим положением вещей и пытаются изобрести нечто новое, своё, удобное для саморепрезентации, провоцируют и конструируют ситуации, наилучшим образом подходящие для реализации независимых проектов. Разумеется, авторы эти отнюдь не наивны и, провозглашая новые стратегии, честно указывают свои ориентиры в прошлом. Одна из таких попыток перспективного (или ретроспективного?) переосмысления — недавний фестиваль лэнд-арта, «Забота», проведённый по инициативе организованного группой художников Воронежского Центра Современного Искусства. Приняв за основу своей стратегии «творческий эскапизм», активисты ВЦСИ обозначили и своих предполагаемых предшественников — от назарейцев до нью-йоркской школы 1950-х, — которые, по убеждению воронежцев, также бежали от навязчивой арт-действительности.
«Забота» объединила десять художников из Москвы, Воронежа и Гамбурга — это Арсений Жиляев, Александр Повзнер, Надежда Бушенёва, Александра Сухарева, Егор Кошелев, Илья Долгов, Себастьян Северин, Михаил Лылов, Иван Горшков, Николай Алексеев. Группа молодых авторов выехала в середине августа на территорию заповедника «Дивногорье» в ста километрах от Воронежа, чтобы почти в полной изоляции от внешнего мира создать произведения, исследующие возможность существования лэнд-арта в России. Концепция фестиваля, предложенная куратором Марией Чехонадских, основана на идее заботы. Именно в процессе заботы, по убеждению куратора, стремление к истине обретает моральный характер самовоспитания. Поэтому формальные изыскания авторов (прежде всего — критическое переосмысление приёмов минимализма) не мешают восприятию этической и социальной составляющей произведений.
Структурируя общую массу проектов «Заботы», можно выделить группу работ, ведущих прямой диалог с западным искусством 1960—1970-х (Арсений Жиляев, Илья Долгов, Егор Кошелев), радикальное переосмысление русского супрематизма «в полевых условиях» (Надежда Бушенёва), опыты овеществления «в бедном варианте» экспериментов группы «Движение» (Александр Повзнер), интересный прецедент построения локальной метаутопии на практике (Михаил Лылов), даже трансавангард (колоссальный «Пасечник» Ивана Горшкова) и нонспектакулярное искусство с неодадаистским уклоном (Николай Алексеев). Возможно, кого-то смутят столь мощные исторические корни, но если вспомнить, нередко именно с продуманного отката назад начинался период художественного роста — тем более, что в данном случае речь идёт, конечно, не о ретроспективизме. Молодые художники возвращаются, чтобы подобрать оружие, оставленное предшественниками. Задачи, которые они решают, целиком лежат в проблематике сегодняшнего дня. Среди наиболее интересных произведений фестиваля стоит отметить «Натюрморт» Арсения Жиляева. Собственно, от самого жанра здесь только название — автор представляет нам траву, примятую его собственным телом в процессе лежания на коврике. Вместе с тем, неожиданно воскресает буквальный смысл названия — «мёртвая натура», акцентируя мотив ущерба, последствия. Арсений откровенно признается, что возводит свой жест к знаменитой вещи Ричарда Лонга «Протоптанная линия» (1967). Однако в новой трактовке рафинированный концептуальный ход обретает социально-критическое основание, выражая потребительское отношение человека к природе.
Последовательное использование концептуалистских и минималистских практик прослеживается и в работе Ильи Долгова «Conways, the Game of Life», сводящей к компромиссу рациональную геометрическую структуру, образованную ровными рядами кусочков мела, с элементами живой природы — растениями, в соответствии с рассчитанным автором посуточным графиком, занявшими своё место в композиции.
Жёсткой полемикой с поколенческих позиций в адрес концептуального искусства и минимализма отмечено произведение Егора Кошелева «Вырыть собаку». Как и в случае Жиляева, автор ведёт диалог с каноническим для искусства XX века произведением — «Спиралью» Роберта Смитсона (1970). Кошелев проецирует на проблематику ленд-арта 1970-х ориентирование на местности при помощи Google maps и параллельно сплавляет локальную языковую идиому с минималистским императивом критики места (внедрение в среду неприемлемого с пластической и семантической точки зрения художественного элемента). Если в описанных выше работах отразились западные влияния, то в проекте Александра Повзнера «Элементы» прослеживается желание актуализировать эксперименты Франциско Инфантэ. Однако в фотографиях Инфантэ объекты из стекла и металла входят в природу, как в некое стерильное пространство. Повзнер же подчеркивает её необработанность — вводя поверхности из плексигласа в окружающий мир, он уподобляет их лупам, сквозь которые зритель воспринимает действительность как исследователь. Ещё один пример актуализации отечественного наследия — исполненная на крупном участке выжженного поля композиция Надежды Бушенёвой «Граница» — эффектный пасьянс из остроугольных форм, выложенных мелом, контрастирующих с чёрным цветом золы, приобретающей самостоятельный эстетический статус. Полная противоположность работе Бушенёвой — нонспектакулярный опус Николая Алексеева «Фернандель’56»: несколько тазов и ящиков с яблоками, брошенных в траве. Видимая случайность проекта Алексеева оттенена абсурдным названием в дадаистском духе — подсмотренное на пачке майонеза во время дружеского ужина, оно может служить примером исполнения завета Курта Швиттерса: «Искусством будет всё, что я нахаркаю».
Расширенная документация материалов фестиваля будет представлена в одном из столичных выставочных залов. Однако уже сейчас ясно, что самоорганизованная инициатива художников — один из вариантов противостояния галерейному и институциональному кризису, а прецедент проведения подчёркнуто некоммерческих мероприятий в удалённых от крупных культурных очагов локальных точках имеет перспективы развития.
Григорий Блох
ИСКУССТВО 3`2009