Работы
НИЧЕГОНАДОЛГО
20.04.2010
0

«НИЧЕГОНАДОЛГО» — еще одна выставка в галерее Х.Л.А.М. подходит к концу. Ничего надолго — Х.Л.А.М. закрывает свой весенний сезон, основной тенденцией которого, пожалуй, стали экспозиции молодых воронежских художников. В марте — апреле прошли персональные выставки «Ледяная гуща» Ивана Горшкова и «Пинхолы» Михаила Лылова. Сегодня в галерее — работы Николая Алексеева.

Зрелище,  признаюсь вам откровенно, странное. Поражающие своей яркостью огромные фотографии развешаны по стенам. Что на них изображено, и не поймешь. Один общий элемент: какая-то тонкая, частая сетка. Ходишь, смотришь —  это увлекательно, работы удивительно гармоничны и дают простор фантазии. Кто-то заметил, что на одной из них как будто предзакатное небо, другой отыскал знак пацифистов.

— Я рассматриваю эти работы как живописные, пусть они и сделаны не на холсте и не масляными красками, а современными способами. Эти произведения композиционно выверены, здесь есть акценты, есть движение. Даже когда глазами начинаешь пробегать по полотну, то в его разных частях чувствуешь разное напряжение, это заставляет рассматривать картину и испытывать совершенно непохожие друг на друга ощущения, — поделился своими впечатлениями скульптор Сергей Горшков.

А теперь парадокс: прекрасными живописными полотнами профессиональный скульптор позволил себе назвать фотографии, сделанные с телевизора! Просто перед экраном был установлен фотоаппарат, который произвольно делал снимки, позже увеличенные во много раз. Некоторые работы были изначально утверждены директором Х.Л.А.М. Алексеем Горбуновым. Остальные экспонаты для своей выставки Николай Алексеев отобрал при помощи «механизированного процесса» — брал первые попавшиеся фотографии из папки в компьютере, специально исключив любые критерии оценки — как художественные, так и чисто эмоциональные. А на «полотне с крестиком» вообще проверяли работу принтера. Как при такой технике произведения получились действительно необыкновенно эстетичными — это, по признанию самого художника, загадка, которую вряд ли кто-то когда-нибудь разгадает. А надо ли? Может, тайны и придают особую ценность искусству?

Задачей Николая, конечно, не было разгадать этот секрет — он в своих работах выражал как художник-концептуалист прежде всего идею. «Здесь такие пластиковые суррогаты того, что мы каждый день видим, такое секулярное, нерелигиозное чудо. То есть, допустим, когда святой излечивает прокаженных благодаря дару целительства, прикосновением руки — это религиозное чудо, и человек испытывает религиозный экстаз. Сейчас же многое спокойно лечится одним уколом антибиотиков, и мы не воспринимаем это как чудо, потому что оно технологическое, светское. Нам как бы все понятно, и поэтому не возникает ощущения страха. В итоге такой приманкой цивилизация захватывает нас. Начиная примерно с 50-х годов XX века возникает постоянное тиражирование одного и того же, этого чудесного, и, таким образом, у нас исчезает ощущение чуда. Чудо становится невозможным. Я показал это на примере фотографий с телевизора, по которому показывают что-то, что уже было снято на камеру, и это что-то являет собой симулякр, пласт, который ничего не обозначает, а только бесконечно повторяет сам себя», — комментирует свою выставку автор.

Что приятно, интерпретации и темы, и работ, как мне кажется, могут быть самыми разными. Предложу только свой вариант: масс-медиа, якобы пытаясь показать нам нечто новое, в это же время демонстрируют изо дня в день одно и то же — насилие, страх, агрессию, определенное отношение к любви, дружбе, родству, которые и становятся постепенно частью нашей жизни. Перенося на экран картинку, отражающую действительность под определенным субъективным углом, телевидение заставляет нас верить, что это и есть реальность. Оно постоянно претендует на истинность и непогрешимость, представляя собой нечто сверхусловное. В противовес неограниченной претенциозности Николай Алексеев на своей выставке представляет зрителям также небольшие абстрактные картинки. Они сложены в незаметные ящички и представляют собой обыкновенный ручной труд. «У этих работ нет никакого желания быть искусством, они изначально ни на что не годны. Но при этом удовольствие, которое художник получает от создания картины маслом и от подобной каляки-маляки, одинаково. Я бы призвал всех, абсолютно всех, просто производить каждый день. Ведь каждый пишет какие-то стихи на полях тетради, рисует какие-то закорючки — это и есть духовная практика. Рисуя или сочиняя что-то, ты начинаешь понимать самого себя — таким образом, это борьба с капиталом, борьба с несвободой. А искусство — это способ быть свободным, — резюмирует Николай Алексеев.

— Своей выставкой я ставлю вопрос, который, грубо говоря, можно сформулировать так: к чему мы стремимся и нужно ли нам это, что ждет нас в будущем и как найти путь, по которому нам было бы приятно идти?».

Сейчас уже можно говорить, что смелая попытка поговорить со зрителем на острые и актуальные темы необычными художественными средствами удачно вписалась в концепцию галереи, которая изначально была задумана как лаборатория. «Страха, что кто-нибудь из ребят сделает что-то не то, не было. Когда открывался Х.Л.А.М., мы встречали здесь робких молодых людей: Мишу Лылова, Ваню Горшкова, Колю Алексеева. Мы видели, как они развивались, чем они занимались и что собой представляют. Мы говорили: не бойтесь — вы современные, молодые, красивые, самоуверенные, талантливые, — и сейчас этого вполне достаточно. И потом они все наглели, наглели, а теперь: что нам Х.Л.А.М., мы тут крутые. Это страшно приятно», — смеется Сергей Горшков. В галерее уверены, что подобные выставки актуальных художников откроют жителям Воронежа новую эстетику, побудят к чему-то неведомому, к новой красоте. Конечно, мы все знакомы с красотой привычной, образцы которой были созданы в основном в XIX веке, но современные люди нуждаются в современном языке, утверждают создатели Х.Л.А.М.

— Работы Николая Алексеева и художников его круга внушают надежду на то, что современное искусство все же будет пробиваться в нашем городе сквозь толщу благоразумия и рассудочности и разбудит крепко спящий Воронеж, — делится своими надеждами Алексей Горбунов.

В нашем суматошном мире, конечно, нет ничего надолго. Но если предположить, что гусеница, становясь бабочкой, обретая другую форму, таким образом не прекращает своего существования, то вопрос о долговечности приобретает иной смысл. Я не посягаю на взгляды художника, я говорю о жизни галереи. На данном этапе Х.Л.А.М. такой, каким мы его знаем уже полтора года, приостанавливает свою деятельность, но продолжает работу на других площадках. «Два месяца назад в нашей галерее был учрежден Воронежский центр современного искусства (ВЦСИ). Его презентация пройдет в начале июня в цокольном этаже Петровского пассажа и будет сопровождаться большой выставкой работ одиннадцати представителей современного искусства из Воронежа и Москвы, — рассказал Горбунов, — так галерея Х.Л.А.М и Центр современного искусства будут и дальше представлять в городе актуальное российское искусство».

Элина ШТАНЬКО

«Воронежский курьер» №52 (2848)

12.05.2009